40 лет пластинке!
Spandau Ballet - True (1983)
New Wave (UK)
У всего есть своё начало и конец. Культовый британский коллектив Spandau Ballet успел зафиксировать обе эти точки в своей истории. Предпосылки к финалу появились летом 2017 г., когда вокалист Тони Хэдли официально подтвердил, что бросает коллектив по независящим от него обстоятельствам. Остальные участники, видимо огорошенные новостью, выпустили собственное заявление о продолжении существования Spandau Ballet и в скором времени обзавелись заменой Хэдли - Россом Уильямом Уайлдом. Вместе с новым вокалистом группа отправилась в небольшое турне, но через 5 месяцев корабль дал трещину. Уайлд также покинул Spandau, и четверка столкнулась с жестокой правдой - без Тони Хэдли нет смысла продолжать, их пребывание на сцене возможно лишь в исходном составе. Так, с небольшой отсрочкой, Spandau Ballet окончательно прекратили своё существование.
Символично, что случилось это в год, когда группа праздновала 40-летие с момента своего основания. Их отправной точкой был 1979-й , когда ещё совсем "зеленые" Гэри Кемп и Стив Норман вместе с тремя товарищами упражнялись с модными на тот момент жанрами паэр-поп, new wave и "голубоглазый соул", выступая на секретных ивентах в клубе Blitz, кинотеатре Skala и крейсере HMS Belfast в родном Лондоне. Вечеринки рекламировались из уст в уста, что спровоцировало настоящий ажиотаж среди рекорд-лейблов, устроивших охоту за молодыми звездами. Их первые синглы "To Cut a Long Story Short" и "The Freeze" попали в top-20 чартов Британии, Ирландии и Испании, после чего они отправились покорять нью-йоркские клубы и стали первой британской поп-группой, выступившей вживую во всемирно известном Ku Club на Ибице.
Важной частью привлекательности Spandau Ballet являлась скорость, с которой они реагировали на тенденции клубной сцены, адаптируя их в своё звучание. От "новой волны" они стремительно перешли к фанку и снова выдали хит №3 в британском чарте "Chant No.1 (I Don’t Need This Pressure On)", но следующие эксперименты вышли не такими удачными. Последовавшие синглы с их второй пластинки "Diamonds" успеха не имели, и вдобавок критики разгромили запись в пух и прах, не оценив творческих потуг Гэри Кемпа, гитариста и автора всех песен Spandau. Позже он рассказывал, что в то время увлекся прог-роком и хотел записать что-то подобное Pink Floyd, а это ему, конечно, не слишком удалось. Тем не менее, Spandau Ballet оставались любимцами диджеев, продолжавших активно крутить их синглы на клубных вечеринках, регулярно отгружая ремиксы на треки коллектива. Вот и продюсер Тревор Хорн, тогда ещё участник проекта The Buggles, в стороне не остался. Его усилия, а именно ремикс на сингл "Instinction", вернули группу в top-10 британского чарта.
В 1982 г. Кемп решил, что группа должна постепенно дистанцироваться от клубной сцены в сторону большой поп-музыки, мейнстримной и одновременно качественной и богатой по звуку, с саксофоном и элементами соула. Именно таким он видел звучание их следующей пластинки. Spandau Ballet ангажировали Хорна в качестве продюсера, и отправились в AIR Studios записывать свой третий альбом "The Pleasure Project". Такое название дала композиция, написанная Кемпом и планировавшаяся в качестве лид-сингла, но с ней всё вышло не просто. В первый же день записи барабанщик группы Джон Кибл на протяжении десяти часов переделывал партию ударных, после чего Хорн предложил Гэри Кемпу отказаться от его услуг и просто запрограммировать барабаны. Лидер группы на это идти отказался, поскольку такое решение во всех смыслах противоречило духу Spandau Ballet. Вместо этого, он уволил продюсера, сославшись на его слишком авторитарный подход.
После опыта с Тревором Хорном группа наняла Тони Суэйна и Стива Дэггера, ранее работавших с Bananarama. С ними Кемпу было гораздо комфортнее, и вдохновленный новым сотрудничеством, он вместе с группой отправился на Багамы в Compass Point Studios, где продолжилась работа над пластинкой. Тропический рай действительно благотворно сказывался на процессе записи, и там было создано большинство песен, в том числе "True" и "Gold". Гэри Кемп в то время слушал много музыки Марвина Гэя и Эла Грина, и задумал написать что-то в их стиле, проще говоря, интерпретировать наследие великих темнокожих певцов в blue-eyed soul, а в качестве вдохновения для лирики "True" он использовал роман Набокова "Лолита". На создание "Gold" его натолкнула музыка Джона Барри к Бондиане, и прежде всего трек "Goldfinger" Ширли Бэсси.
Пластинка, переименованная в "True", открывается фанковым, оптимистичным "Pleasure", напоминающим о пост-панковом прошлом Spandau Ballet. Та же энергия чувствуется в "Communication" с игривым и непринужденно звучащим вокалом Тони Хэдли. Заглавный "True" и "Gold" демонстрируют всё то, ради чего альбом создавался – изящный джаз-фанк с замысловатыми аранжировками и долей мелодраматизма, как и остальные 4 трека, хотя и в меньшей мере. Нельзя сказать, чтобы эти качества пластинки пришлись по душе критикам. Они часто называли Spandau Ballet слащавыми, циничными, даже унылыми.
Альбом "True" вышел в начале марта 1983 г. Всего он провел 90 недель в британском чарте, в том числе одну на вершине. Также диск возглавил чарты Новой Зеландии и Нидерландов, а в Billboard 200 занял 19-ю строчку. Этих высот пластинка добилась не сразу, а лишь после выпуска "True" и "Gold" 3-м и 4-м синглом соответственно. Заглавная песня стала крупным хитом и 4 недели возглавляла чарты Британии, Канады и Ирландии. В США сингл занял 4-е место.
Фактически, пластинка "True" представляет собой запись, идеально соединившую влияние фанка, джаза, поп-музыки с тропическими влияниями и R&B в единое целое, превратив группу в пионеров направления sophisti pop, а саму песню в его символ. Именно поэтому в наше время пластинка считается нетленной классикой музыки 80-х. Spandau Ballet к славе, свалившейся на них благодаря этому хиту, отнеслись неоднозначно, и в последующие годы старались дистанцироваться от образа группы, которая поёт "True". Проблемой было то, что публика видела их именно такими, и это несовпадение не могло не сказаться на дальнейшей судьбе Spandau Ballet. После тщетных попыток записать ещё один успешный диск на протяжении 80-х, группа разошлась на целые 20 лет, и лишь в 2009-м повзрослевшие и помудревшие Spandau продолжили, теперь уже с радостью, эксплуатировать наследие "True". Как мы теперь знаем, запала хватило на 10 лет, и теперь уже реанимировать группу не получится. У всего есть конец, и он неотвратимо наступил.